вторник, 22 ноября 2016 г.

Что такое Артистическое фехтование?



Уже не раз, на различных пресс-конференциях, нам приходится отвечать на один и тот же вопрос: чем же, собственно, артистическое фехтование отличается от спортивного?

По-хорошему, отвечать на этот вопрос, следует развернуто.
Но сначала, я бы отметил, что подобная формулировка, вообще несколько некорректна. Поскольку артистическое фехтование с 2008 года является полноценным (реестровым) видом спорта, то от «спортивного» фехтования оно вообще не отличается. Оно им является.

Поэтому, говоря о спортивном фехтовании и, подразумевая при этом спортивные поединки на шпагах, рапирах или саблях, теперь уместнее использовать прилагательное «олимпийское». То есть, с официальной точки зрения Всероссийского реестра видов спорта (ВРВС), мы можем говорить о спортивном фехтовании олимпийском и артистическом. «За бортом» этого реестра, остается множество видов боевых искусств с оружием: классическое фехтование, историческое, сценическое, различные национальные виды… Отсутствие того или иного вида фехтования в ВРВС не делает его менее достойным или интересным, однако сегодня речь не об этом.

Итак, определившись со «спортивностью» артистического фехтования, попробуем разобраться в его сути. «Фехтование есть искусство наносить удары не получая таковых», – эта известная формулировка Мольера вполне подходит для определения олимпийского фехтования. Однако, применить ее к артистическому фехтованию, при всем желании, невозможно. Поскольку одной из граней мастерства арт-фехтовальщика является именно умение НЕ наносить удар. При условии сохранения всех фундаментальных признаков фехтовальной техники.

Эти условия кажутся несовместимыми лишь на первый взгляд. На самом деле, технологии условного поражения условного противника разработаны уже давно и успешно применяются в сценическом фехтовании в театрах всего мира. В арт-фехтовании, такая технология возведена в ранг спортивного правила, и за ее соблюдением тщательно следит целая судейская бригада: четыре арбитра по технике, и четыре по артистизму.

Задача спортсменов, в этом виде фехтования, исполнить заранее поставленный сценический номер, основным хореографическим материалом для которого являются движения из арсенала фехтовальных школ. То есть, единоборства противников как такового здесь нет. Есть взаимодействие партнеров, создающих условный фехтовальный поединок, групповой бой, или пластическую композицию.

Стоит отметить, что несмотря на отсутствие противника, арт-фехтование все равно стоит признать одним из видов боевых искусств. Или, по крайней мере, одним из его граней. Для сравнения, во многих развитых боевых искусствах, постановочный поединок, как один из путей развития и совершенствования бойца присутствует. Таково, например, китайское У-шу. В некоторых его видах по постановочным боям (как с оружием, так и без него) также проводятся спортивные соревнования. Обязательная постановка боя является частью современного направления спортивно-боевых единоборств Кобудо.

Между прочим, перекличка с восточными боевыми искусствами усматривается не только в идее постановочного боя. Отчетливая аналогия возникает, при сравнении одной из номинаций арт-фехтования – соло-композиции – с таким глубоко традиционным явлением боевых искусств как комплекс формальных упражнений («ката» в Японии, «таолу» в Китае, «пхумсэ» в Корее и т. д.)
По своей сути, ката являются квинтэссенцией техники той или иной школы боевых искусств. Одновременно с этим, ката можно рассматривать и как эталон техники для подражания и изучения. И по ката, кстати, тоже проводятся международные соревнования.


Соло-композиция в арт-фехтовании, по некоторым признакам, тоже похожа на формальное упражнение. Во всяком случае, по признаку воображаемого боя с воображаемым противником. И, хорошую соло-композицию тоже вполне можно рассматривать как эталон фехтовальной техники.
Но и соло-композиция, и другие номинации арт-фехтования, имеют собственный отчетливый признак, предъявляющий к этому спорту особые требования. Этот признак – театральность. Составляющая театра в арт-фехтовании огромна. Поэтому в арсенале настоящего арт-фехтовальщика, занятия по актерскому мастерству соседствуют с тренировками по владению оружием, а роль режиссера в постановке номера не менее важна чем роль тренера.
Таким образом, артистическое фехтование можно сравнивать не только со многими другими боевыми искусствами, но и, к примеру, с таким видом спорта как фигурное катание, где номер является результатом совместной работы режиссера, хореографа, художника, тренера и, собственно, исполнителя. И в такой системе координат, союз родственных видов «арт-фехтование – олимпийское фехтование», можно наглядно сравнить с тандемом «фигурное катание – конькобежный спорт».

В довершении всего сказанного, стоит подобрать для арт-фехтования более универсальное определение. Поскольку формулировка Мольера («наносить удары не получая таковых»), как мы видели, годится лишь для олимпийской ипостаси этого искусства, обратимся к отечественному авторитету, Ивану Ефимовичу Сивербрику. И его определение: «Фехтование есть искусство с ловкостью владеть каким-либо ручным холодным оружием… соединенное с красивым положением корпуса во всех позициях» окажется вполне универсальным, одинаково применимым и к олимпийской, и к артистической форме нашего искусства. Или, что не менее верно, – нашего спорта!
А спортивная составляющая арт-фехтования, с первых же недель появления санкт-петербургского регионального отделения Федерации Артистического Фехтования России, сразу же заявила о себе во весь голос.

(продолжение следует...)

Автор Сергей Мишенев, 
Президент Международной Академии Фехтовальных Искусств.

27 ноября 2016 года в Санкт-Петербурге состоится IX Чемпионат России по артистическому фехтованию.
Впервые столь представительные состязания по этому зрелищному виду спорта будут проведены в нашем городе.
Организатор соревнований - Санкт-Петербургское региональное отделение Федерации артистического фехтования.
Место проведения чемпионата - концертный зал Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПб, Бухарестская ул., 22).
Вход бесплатный

Комментариев нет:

Отправить комментарий